1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Мы в социальных сетях

FacebookTwitterYoutubeLinkedin

Видение будущего ВИЭ в контексте социально-экономического развития России

Иван Бринк, доктор технических наук, профессор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, НП ИТЦ "ИнТех-Дон".

Фото: НПИТЦ "ИНТЕХ-ДОН"

Использование возобновляемых источников энергии является доминантой парадигмы устойчивого развития, которое в России определяется как гармоничное развитие производства, социальной сферы и населения, а также окружающей природной среды.

Использование источников возобновляемой энергии (ВИЭ) является одним из связующих звеньев этой триады. Возобновляемую энергетику можно подразделить на "Большую", включающую в себя гидроэлектростанции, ветро-генерирующие комплексы, приливные электростанции и так далее, и "Малую", включающую в себя малые энергетические источники для обеспечения автономных объектов, такие как автономное освещение, отопление, нагрев воды, кондиционирование воздуха.

В последние годы Российским правительством на основе постоянного диалога с научно-производственной общественностью ведется работа по формированию нормативно-правовой базы развития технологий "Большой" возобновляемой энергетики.

В настоящее время развитие производства и рынка в сфере возобновляемой энергетики России регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2008г. №426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" определяется порядок и критерии отнесения генерирующих объектов к объектам на возобновляемых источниках (квалификация генерирующего объекта на основе ВИЭ).

2. Приказом Минэнерго России №187 от 17.11.2008г. "О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах".

3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009г. №1-р "Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года". В данном документе определены этапы развития энергетики, основанной на ВИЭ, в долгосрочной перспективе и установлены целевые показатели развития энергетики на ВИЭ в процентах от совокупного объема производства электроэнергии в России: к 2010 году — 1,5%, к 2015 — 2,5% и к 2020 году — 4,5%.

4. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2010г. №58, в котором были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008г. №426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии", которое определяет порядок и критерии отнесения генерирующих объектов к объектам на возобновляемых источниках (квалификация генерирующего объекта на основе ВИЭ), предусматривающие формирование схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.

5. Постановлением Правительства РФ № 850 от 20 октября 2010 года утверждены критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании.

6. В Федеральном законе от 6 декабря 2011 года №394-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электро-энергетике"" говорится:
"… абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:
"В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке…"

В то же время НП "Совет рынка" утверждены документы более низкого уровня:

1. Положение "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, и ведении реестра квалифицированных генерирующих объектов" Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка Детальная информация новости россии и мира на сайте. .

2. Временные правила организации коммерческого учета электрической энергии в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии (утверждено 27.02.2009г. Дата вступления в силу 01.03.2009г.);

3. "Порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии" (Утвержден решением заочного Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 13 ноября 2009 года).

Объединить нормативно-правовую базу в области ВИЭ с документами низкого уровня и тем самым устранить основные барьеры, сдерживающие развитие рынка ВИЭ, призвана государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики", которую разрабатывает Минэнерго России в качестве головного исполнителя. В проекте госпрограммы наряду с другими были сформированы тематические разделы по следующим направлениям: "Энергоэффективность в электроэнергетике", "Инновации в электро-энергетике", "Возобновляемые источники энергии", "Экономика электроэнергетики".

Первыми в перечне задач гос-программы значится:

1. Совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. Формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента.


Подобные пейзажи пока невозможно встретить на просторах огромной России.

"Малая" возобновляемая энергетика практически не зависит от нормативно-правовой базы, но в то же время развивается недостаточно интенсивно, хотя в настоящее время уже появились обоснованные экономические стимулы для ее широкого внедрения. На Юге России это, в первую очередь, системы нагрева воды и системы охлаждения воздуха в летнее время, автономные системы освещения и тепловые насосы для автономной застройки. Основным фактором развития этого направления ВИЭ является формирование эколого-энергетического мировоззрения и повышение осведомленности населения о технико-экономических параметрах такого оборудования. Также, наряду с недостаточно развитой производственной отечественной базой, имеется огромная нехватка специалистов, осуществляющих проектирование, монтаж и сервисное обслуживание таких систем.
Для решения проблем развития ВИЭ создана технологическая платформа "Перспективные технологии возобновляемой энергетики" (ТП ПТВЭ), которая является общественным объединением субъектов рынка: научных, проектных, производственных организаций, объектов инфраструктуры и других заинтересованных организаций и частных лиц.

ТП ПТВЭ является коммуникационным инструментом, содействующим развитию рынка ВИЭ, расширению которого будут способствовать гармонизация и развитие связей ТП ПТВЭ с государственными программами отраслевого и территориального развития, в рамках отдельных разделов которых можно внедрять экономически обоснованные элементы ВИЭ в качестве основных источников генерации энергии, а также в качестве систем повышающих экономию энергии.

К таким программам можно отнести:

-Проект Госпрограммы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года", подпрограмма "Развитие туристско-
рекреационного комплекса Северо-Кавказского федерального округа".
-Проект госпрограммы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России".
-Программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
-Проект программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
-Государственная программа "Развитие сельского хозяйства;регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Этот перечень может расширяться на основании регулярного мониторинга готовящейся и существующей нормативно-правовой базы.

Безусловно, главенствующими факторами, влияющими на продвижение устойчивого развития общества и возобновляемой энергетики, в частности, являются культура и уровень образованности социума. При этом особая роль должна отводиться развитию инфраструктуры просветительской деятельности, экообразованию и образованию для устойчивого развития.

С этой целью в среднесрочной перспективе на постоянной основе развивается координация ТП ПТВЭ с "Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы".

В заключение можно сказать, что развитие ВИЭ в России видится в основных приоритетах, сформированных в технологической платформе "Перспективные технологии возобновляемой энергетики":

1.Обеспечение повышения общеобразовательного уровня населения и широкого круга специалистов в сфере экологии и ВИЭ путем:

• осуществления образовательных и просветительских мероприятий;

• создания учебно-методического и лабораторно-методического комплекса, обеспечивающего подготовку специалистов по проектированию, монтажу, эксплуатации энергетических систем, использующих ВИЭ;

• обеспечения коммуникации между всеми участниками рынка ВИЭ путем проведения конференций, форумов, семинаров, круглых столов и так далее.

2.Обеспечение энергетической безопасности на основе:

• осуществления диверсификации производства электрической и тепловой энергии за счет использования ВИЭ и местных видов топлива;

• повышения уровня энергетической безопасности и надежности энергоснабжения за счет децентрализации;

• снижения зависимости от поставок топлива.

3.Обеспечение энергетической эффективности экономики путем:

• снижения потерь электрической энергии на передачу и распределение за счет приближения производства электроэнергии на базе ВИЭ к потребителям;

• снижение потерь привозного топлива при транспортировке и распределении за счет относительного снижения его потребления при производстве электрической и тепловой энергии на базе ВИЭ, а также использования местных видов топлива;

• создания интеллектуальных сетей энергоснабжения с устройствами хранения электрической и тепловой энергии.

4. Обеспечение экономической эффективности путем:

• снижения расходов на транспортировку топлива;

• снижения расходов на оплату потерь электроэнергии при передаче и распределении;

• увеличения экспортного потенциала топливных ресурсов за счет замещения органического топлива на местном рынке.

5.Обеспечение экологической безопасности путем:

• снижения вредных выбросов и эмиссии парниковых газов от топливной энергетики;

• снижения риска экологических катастроф при добыче и транспортировке углеводородного топлива;

• предотвращения загрязнения заповедных зон, особо охраняемых территорий, мест массового отдыха и проживания населения.

6. Обеспечение социальной эффективности путем:

• создания рабочих мест, как непосредственно при сооружении и эксплуатации энергоустановок с использованием ВИЭ, так и в промышленном производстве установок и комплектующих изделий;

• обеспечение возможности создания предприятий малого бизнеса на основе производства электрической и тепловой энергии на энергоустановках возобновляемой и малой энергетики;

• обеспечения комфортных условий проживания населения.

В номере: