1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Мы в социальных сетях

FacebookTwitterYoutubeLinkedin

Карта здоровья вместо анамнеза

Забота о здоровье сотрудников —– важная составляющая современного менеджмента любой компании. Для электроэнергетической отрасли, где работа персонала связана с высоким напряжением, психологическими нагрузками, стрессовыми ситуациями, обеспечение эффективной профилактики заболеваемости особенно актуально.

Текст: Нина Лазаренко
Фото: Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Юга

Поиск оптимальной модели поддержания здоровья сотрудников в этой отрасли ведется с 90-х годов прошлого столетия.
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети (МЭС) Юга внес свой вклад в проблематику и применил инновационную модель охраны здоровья и профилактики заболеваний сотрудников. В основе новой модели — организация продуктивного делового сотрудничества предприятия, медицинского обслуживания и страховой компании, расширение возможностей работников в выборе и получении качественных услуг по обследованию, диагностике, лечению и реабилитации. В итоге подход к вопросам охраны здоровья работников стал научным, индивидуальным, комплексным, а сама программа под емким названием «Здоровье» объединила несколько фундаментальных направлений.

На практике решение вопроса обеспечено тем, что в дополнение к услугам по медицинскому страхованию заключен договор с ООО «Медицинский центр диагностики и лечения» (г.Пятигорск) на осуществление широкого спектра услуг по реализации программы «Здоровье». За истекший год свыше 500 сотрудников МЭС Юга в тех или иных формах стали участниками программы «Здоровье» либо специальных мини-программ, разработанных Медицинским центром для персонала с особыми группами риска (диспетчеров, водителей и т.д.).

Инновационные принципы новой модели медицинского обслуживания

Прежде всего, это объективность диагностики. Она достигается в ходе обследования с применением современных медицинских приборов. Сегодня Медицинский центр предлагает свыше 17 видов таких обследований и методик, четыре из которых являются по-настоящему революционными и в медицинской практике Юга России применяются впервые.

По физиологическим показаниям конкретного работника составляется электронная диаграмма. Ее можно сравнить с эталоном — идеальной моделью здорового человека. При сравнении видны отклонения, которые позволяют делать выводы о состоянии здоровья в данный момент. В диагностике существенно помогает и спектральный микроэлементный анализ волос — принципиально новое направление в выявлении заболеваний на ранних этапах.
Состояние здоровья рассматривается в трех уровнях «здоров», «болен» и пограничное состояние «между здоровьем и болезнью». По итогам такой диагностики работник получает медицинские рекомендации, а персонал Медицинского центра ставит перед собой задачу «повысить функциональное состояние человека и максимально приблизить его к категории «здоров».

Кабинет обеспечивает широкий спектр возможностей для психофизиологической разгрузки, включающей снятие психоэмоционального стресса с помощью сеансов психотерапии, электросна, массажа.

Новая методика Медицинского центра диагностики и лечения родилась не случайно, не на ровном месте. Ее отличает высокая научность. Ее появлению предшествовало длительное изучение российской и зарубежной здравоохранительной практики в энергетической отрасли и на объектах ОАО «РЖД».
В качестве еще одной отличительной черты проекта следует назвать изменение системы отношений «медицинский персонал — пациенты». В новой модели не пациент пытается привлечь к себе внимание, а медицинский персонал приходит к нему с предложениями по диагностике, лечению и реабилитации.

Организационные решения


Интерьер медицинского центра

Чтобы обеспечить практическую реализацию данной модели в МЭС Юга, где работает свыше двух тысяч сотрудников, рассредоточенных по разным предприятиям и энергообъектам, при Центре подготовки персонала открыт Кабинет психологической разгрузки. Концепция создания Кабинета, как и проекта в целом, инновационна. Кабинет обеспечивает широкий спектр возможностей для психофизиологической разгрузки, включающей снятие психоэмоционального стресса с помощью сеансов психотерапии, электросна, массажа.
С определенной периодичностью сотрудники из предприятий МЭС Юга и отдаленных энергообъектов приезжают в Центр подготовки персонала на прохождение курсов профессиональной переподготовки. Им удобно протестировать состояние своего здоровья и пройти реабилитацию параллельно с обучением.


Главные итоги проекта

Новая модель действует около года, и уже можно говорить о первом позитивном опыте от ее внедрения.
Например, анализ итогов реабилитации группы электромонтеров и электрослесарей показал, что всего лишь за 10 дней психологической разгрузки уровень функционального состояния большинства сотрудников поднялся в среднем на 5-6 единиц. Люди восстановились, а, значит, повысилась их работоспособность, надежность и безопасность труда, возросла эффективность производственных процессов.
На основании данных Медицинского центра уже сейчас можно говорить о наиболее типичных заболеваниях персонала энергокомпании, что позволяет планировать направления лечения, создавать группы, развивать лечебно-диагностическую базу. После внедрения новой модели медицинского обслуживания в МЭС Юга фактор заболеваемости снизился на 14%, а количество дней «на больничном» сократилось в 2-3 раза. Кроме того, в ряде случаев, благодаря своевременной диагностике, удалось выявить и предотвратить развитие онкологических заболеваний.

Перспективы дальнейшего развития

Одно из серьезных перспективных направлений — это введение паспортов здоровья. По желанию человека на добровольной основе может быть составлена электронная карта здоровья. В ней, кроме традиционных анализов, будут собраны все значимые данные о состоянии здоровья человека, что особенно важно при оказании неотложной медицинской помощи. 65% сотрудников МЭС Юга работают на линиях и подстанциях, удаленных от медицинских центров. И в случае необходимости им просто негде быстро пройти качественное обследование. Паспорт здоровья защищает человека от всякого рода случайностей. Исключается сам факт, когда болезнь вдруг «нечаянно нагрянет». Повышаются шансы на правильную диагностику, лечение и выздоровление.
Уже сейчас многие работники МЭС Юга выражают желание принять участие в паспортизации и получить электронную карту здоровья. К этому людей подталкивает жизненный опыт. Казалось бы, ежегодно специалисты таких отраслей, как энергетика, проходят медицинские комиссии, сдают анализы и т.д. Но что происходит дальше?! Где, в конечном счете, оседают эти многолетние результаты наблюдений, особенно, если учесть, что контрагенты по организации и проведению медицинских осмотров постоянно меняются?! В итоге каждый раз приходится начинать обследование с «чистого листа», и концепция непрерывного наблюдения за состоянием здоровья работника нарушается. При наличии паспорта здоровья необходимое время на определение характера медицинской помощи и само ее оказание существенно сокращаются.
В числе других приоритетных направлений — продолжение работы с мини-группами по факторам риска; углубление индивидуального подхода; внедрение новых программ реабилитации, вовлечение сотрудников в процесс формирования культуры бережного отношения к собственному здоровью.
Но самым мощным позитивным фактором является повышение мотивации персонала к работе в компании, его лояльности. В целом внедренная в МЭС Юга модель является весомым добавлением к уже имеющемуся в ОАО «ФСК ЕЭС» социальному пакету.

В номере: