1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Мы в социальных сетях

FacebookTwitterYoutubeLinkedin

Формирование и развитие института независимых операторов коммерческого учета энергоресурсов-необходимая реальность

Лариса Гришина, директор ГКУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий"

Фото: Татьяна Зубкова; ИТАР-ТАСС

Ситуация в российском жилищно-коммунальном комплексе сегодня, впрочем, как и вчера, остается "стабильно сложной". Изношенность основных фондов ЖКХ достигла критического уровня: фактически речь идет о деградации основных фондов: зданий и инфраструктуры. Сегодня и население, и бюджеты разных уровней в буквальном смысле выбрасывают деньги на ветер, оплачивая услуги ЖКХ и поддерживая его работоспособность. И это учитывая то, что стоимость энергоресурсов в России все больше приближается к мировым ценам, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг занимают все большую долю в бюджете среднестатистической российской семьи. Социологические опросы показывают, что для 44 процентов граждан цены на услуги ЖКХ являются самой болезненной темой.
Одной из самых существенных проблем являются потери энергии и ее нерациональное использование. Ситуация осложняется тем, что сегодня в цепочках "генерация-сети-сбыт" реально можно увидеть только факт, что произвели 100 МВт, до потребителей дошло 60 МВт, а деньги получили за 40. При этом в большинстве даже замкнутых энергосистем нет возможности понять, являются ли потери техническими или коммерческими. То же касается воды.
Параллельно существует и другая сторона проблемы, которая состоит в негарантированном и часто неконтролируемом качестве энергоресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими компаниями. Скачки напряжения, отключения света, недостаточный напор или температура воды — каждый из нас сталкивался с такого рода проблемами хотя бы как частное лицо — потребитель энергоресурсов. Действующая система тарифов никак не стимулирует поставщика обеспечивать должное качество. При этом оплата потребления все еще не зависит от качества поставляемого ресурса. При существующей ручной системе учета потребителю крайне сложно доказать нарушения со стороны поставщика даже в случае элементарного отключения воды. Доказать же свою правоту в случае нарушений по качеству практически невозможно. С другой стороны, проблема неплатежей приводит к убыткам ресурсоснабжающих организаций, сокращая и без того скудные возможности финансирования проектов по модернизации инфраструктуры.


Учет — необходимая, но не неисчерпывающая мера.

Существующая ситуация в сфере ЖКХ усугубляется неразберихой в коммунальных платежах, когда счет за одни и те же коммунальные услуги жильцам присылают сразу несколько организаций.
Проблемы ЖКХ из вопроса чисто отраслевого, профессионального постепенно становятся вопросом, имеющим важнейшее социальное и даже общественно-политическое значение.
Совершенно очевидно, что корень всех этих проблем —
отсутствие достоверной информации о фактически потребленных энергоресурсах и их качестве. А также отсутствие технической возможности введения сложных тарифных планов, стимулирующих потребителей к более рациональному режиму потребления энергоресурсов.
Казалось бы, проблему можно было бы ликвидировать с помощью приборов учета, тем более, что вопрос их установки сегодня регламентирован действующим законом об энергосбережении. Согласно его положениям до конца 2014 года 100% собственников жилья должны быть оборудованы коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета.
Однако решит ли упомянутые выше задачи установка приборов учета? Говоря объективно — нет, поскольку учет — необходимая, но не исчерпывающая мера.
Для того, чтобы проблемы с энергообеспечением были действительно решены и рынок услуг ЖКХ стал прозрачным звеном потребления энергоресурсов, недостаточно установить приборы учета. Необходимы новые стандарты и для приборов учета (они должны быть интеллектуальными), и для систем учета энергоресурсов. Необходимость осуществлять сбор и обработку большого объема измерительной и учетной информации приводит к необходимости создания автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов, включая все ее компоненты, и выдвигает повышенные требования к характеристикам систем учета: достоверности, надежности, уровню автоматизации, уровню защиты от несанкционированного доступа, синхронности выполнения измерения и др.
Очевидно, что создание столь сложной системы для каждой управляющей компании и ТСЖ, работающих на рынке ЖКХ, может оказаться чрезмерно дорогим удовольствием.
Задача сбора и обработки измерительной и учетной информации решается посредством создания независимой измерительной компании — оператора коммерческого учета (далее — ОКУ), которая призвана поставлять объективные данные об объемах и качестве потребленных энергоресурсов всем заинтересованным сторонам Новости биатлона все главные новости. . Миссия ОКУ — являться гарантом достоверности представляемой информации и ее соответствия требованиям действующих нормативных документов, то есть легитимности информации.

Проблемы ЖКХ из вопроса чисто отраслевого, профессионального постепенно становятся вопросом, имеющим важнейшее социальное и даже общественно-политическое значение.

Фактически, получение достоверной информации по объему и качеству поставляемых коммунальных ресурсов будет являться для собственников жилья инструментом защиты прав при расчетах за поставляемые коммунальные ресурсы.
При наличии договора с ОКУ участникам рынка не требуется собственная ИТ- инфраструктура для решения конкретных задач учета энергоресурсов. Вместо этого они получают доступ к современной информационной системе, установленной на серверах ОКУ, для решения основных задач учета энергоресурсов по приемлемой цене и имеют возможность пользоваться ею посредством сети Интернет.
Безусловным преимуществом данного подхода является радикальное сокращение затрат на создание и сопровождение необходимой ИТ-инфраструктуры, а также содержание специалистов для ее обслуживания и приведения в соответствие с изменяющимися требованиями рынка.
Не менее важными достоинствами являются срок внедрения решения (фактически, достаточно заключить договор на оказание услуги измерения, осуществить первичную загрузку данных и настройку, провести обучение специалистов), удобство работы (любой компьютер с доступом в Интернет).
Все данные предоставляются на основе ежемесячной абонентской оплаты за тот или иной набор услуг. Таким образом, переход к использованию системы не потребует от участников рынка значительных стартовых инвестиций и в то же время позволит быстро получить отдачу от использования интеллектуальных приборов учета.
При этом вся ответственность, связанная с созданием и сопровождением инфраструктуры, обеспечением контроля качества предоставляемых услуг возлагается на ОКУ. Это позволит участникам рынка сконцентрироваться на решении своих непосредственных задач, оставив решение непрофильных технических задач по сопровождению и развитию автоматизированной системы учета энергоресурсов за ОКУ.

Задача сбора и обработки измерительной и учетной информации решается посредством создания независимой измерительной компании — оператора коммерческого учета.

Формирование и развитие института независимых операторов коммерческого учета позволит избежать "информационных конфликтов" и создать мощные стимулы к энергосбережению, как у конечного потребителя, так и у ресурсоснабжающих организаций, а также будет способствовать возникновению доверия жителей к деятельности как управляющих, так и ресурсоснабжающих организаций.
В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, в разделе 6 "Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики" сказано:
"В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энерго-сбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года".
Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие первоочередные меры:
• ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
• развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
• обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии.
• внесение поправок в действующий федеральный закон об энергосбережении,
определение институтов "оператора коммерческого учета" и "услуг по организации коммерческого учета энергетических ресурсов".

При определении "услуг по организации учета энергетических ресурсов" необходимо учитывать, что главными и основными функциями оператора является осуществление коммерческого учета и комплекса мероприятий по обеспечению потребителей энергетических ресурсов и ресурсоснабжающих организаций объективными данными о фактическом потреблении энергетических ресурсов, а не установка приборов учета и их эксплуатация. Деятельность оператора коммерческого учета по установке приборов учета с целью организации самого процесса учета энергоресурсов не является основной, она вторична.

Формирование и развитие института независимых операторов коммерческого учета позволит избежать "информационных конфликтов" и создать мощные стимулы к энергосбережению.

Причем, в целях обеспечения объективных критериев для расчетов за потребленные энергетические ресурсы между ресурсоснабжающими организациями и их потребителями информация должна содержать количественные и качественные характеристики потребленных (переданных) энергетических ресурсов.
Кроме того, если целью создания операторов коммерческого учета является обеспечение заинтересованных лиц объективными данными о фактическом потреблении энергетических ресурсов, то оператор коммерческого учета не должен быть аффилирован с теми "заинтересованными" лицами, которым предоставляются данные о фактическом потреблении (с собственниками, с управляющими компаниями, с ресурсоснабжающими организациями и т.п.), то есть оператор коммерческого учета должен быть независимым.
Так как оплачивать фактически потребленные энергоресурсы заинтересованы прежде всего собственники, то договор на организацию коммерческого учета целесообразно заключать между собственниками и операторами коммерческого учета с обязательным уведомлением ресурсоснабжающих организаций. При этом с момента такого уведомления расчеты за энергоресурсы осуществляются на основании данных, предоставляемых ресурсоснабжающим организациям оператором коммерческого учета.
Таким образом, при организации коммерческого учета энергоресурсов целесообразно на законодательном уровне установить, что сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление данных о фактическом потреблении энергетических ресурсов осуществляются удаленно в автоматическом режиме с использованием соответствующих устройств и средств, которые принадлежат оператору коммерческого учета.
Формирование и развитие института ОКУ является платформой для развития энергетики по инновационному сценарию, предполагающему формирование энергетики нового типа, "умной" энергетики, в которой информация выступает как главное средство осуществления эффективного управления. Управленческие и информационные связи при этом превращаются в системообразующий фактор, обеспечивающий переход к новому качеству: от энергетической к энергоинформационной системе.

В ближайшей перспективе реализация идеи "оператор коммерческого учета" позволит:

• Существенно сократить расходы УК и ТСЖ на создание и сопровождение собственной ИТ-системы учета энергоресурсов, обслуживание и развитие инфраструктуры осуществляется ОКУ и практически незаметно для пользователей системы;

• Сделать прозрачным финансовый поток ЖКХ по региону/муниципальному образованию, абонентам управляющей компании, исключив возможности нецелевого использования средств, неоправданных тарифов отдельных УК и тому подобных нарушений;

• Повысить стремление всех участников рынка, жителей в первую очередь, к внедрению энергоэффективных бытовых устройств, дав им возможность визуального моделирования последствий их применения;

• Снизить дебиторскую задолженность в ЖКХ на 1-5% за счет своевременных санкций, применяемых к должникам;

• Создать благоприятный общественный фон для внедрения индивидуальных приборов учета (выполнения требований ФЗ 261) за счет предоставления конечным пользователям инструментов управления собственным потреблением и контроля над их использованием при наличии индивидуальных средств измерений;

• Создать благоприятные условия для привлечения средств в энергосберегающие проекты в жилищном фонде и в ЖКХ в целом.

В номере: